О комплексном пилотажном тренажёре самолёта SSJ100 в Жуковском

Комплексный пилотажный тренажёр Full Flight Simulator (FFS) для подготовки пилотов регионального самолёта Суперджет 100 находится на территории лётно-испытательного комплекса в Жуковском в Центре подготовки авиационного персонала компании SuperJet International (SJI) — итальянского партнёра АО «Гражданские самолёты Сухого».

Всего таких центров обучения у SJI два, ещё один — в Венеции. Они сертифицированы соответственно европейскими и российскими авиационными властями, представляют собой полный цикл обучения лётного и инженерно-технического персонала заказчиков SSJ100. Третий аналогичный тренажёр установлен в Центре подготовки авиационного персонала в Шереметьево, в ПАО «Аэрофлот». Центр в Жуковском располагает набором всех самых современных средств обучения.

 

Кроме подготовки на тип воздушного судна экипажи Суперджетов проходят курсы периодической подготовки, повышения квалификации и понижения метеоминимума. В первую очередь это отработка стандартных процедур, взаимодействие пилотов между собой при выполнении полёта, а также отработка действий при разнообразных нештатных ситуациях — отказ двигателей, пожар.

На тренажёре имеется три аэропорта с максимальной детальной визуализацией — то есть все рулёжные дорожки, номера стоянок, строения и ландшафт соответствуют реальности. Это аэропорты Инсбрук, Мальпенса (Милан) и Франкфурт-на-Майне. Также есть возможность создания «кастомизированых» аэропортов по пожеланию заказчика. А есть аэропорты типа Generic: система визуализации тренажера показывает только ландшафт, полосу и вышку.

FFS принадлежит к новейшему поколению тренажёров и имеет рабочую станцию инструктора с улучшенной эргономикой, электрогидравлическую систему подвижности, систему визуализации с LcOS-проекторами, сочетающие в себе все достоинства 3LCD- и DLP-проекторов, здесь используются не просветные ЖК-матрицы, а отражающие. Тренажёр воспроизводит всю полноту полёта, в том числе нестандартные ситуации, которые практически никогда не возникают в полётах в штатном режиме.

Реальность настолько высока, что, когда рычаги управления двигателями выводятся на взлетный режим, в кресло вжимает, словно находишься в настоящем самолете, а некоторые пилоты после тренировки уходят немного в стрессовой ситуации. Можно сказать, тут воспроизводятся и наиболее критические ситуации. При обучении используется пакет наиболее критичных отказов из числа рекомендованных Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) с учётом особенностей самолёта, который лётчик должен усвоить. И этот минимально необходимый пакет они тут отрабатывают.

  Корпорация «Иркут» повторно разместила заявку на разработку шасси для самолетов SSJ-New

После посещения Центра подготовки может сложиться впечатление, что самолёт «напичкан» такой современной аппаратурой, различными системами и датчиками, которые при любой возникшей аварийной ситуации позволят защитить воздушное судно. Но это не совсем так. Автопилот и другие интеллектуальные системы не должны полностью заменять пилота, они только помогают ему. Все современные самолёты, к которым относится и SSJ100, строятся вокруг человека. Все системы и режимы — это всего лишь помощь, снимающая с пилота определённую нагрузку. С позиции науки любой пилот современного пассажирского самолёта — это оператор. Но с экипажа никто не снимает обязанности уметь всё сделать самому. Как бы хорошо ни была защищена машина, может произойти любая нештатная ситуация, и пилоты должны уметь с ней справиться.

Сейчас авиация находимся на таком этапе развития, когда есть беспилотники и идёт процесс в сторону уменьшения членов экипажа, но все равно главным в кабине должен оставаться человек. Задача командира экипажа воздушного судна — уметь в любой момент взять управление на себя и благополучно завершить полёт. Для этого и существуют такие тренажеры, как FFS, в которых виртуальная игра перестает быть игрой, а становится реальностью, пускай и виртуальной.

Подготовлено по материалам журналиста ТАСС Романа Азанова