Александр Долотовский — о ручном управлении SSJ100

Неотъемлемой частью современного самолёта является высокоавтоматизированная система управления, которая помогает лётчику в полёте и повышает безопасность воздушного судна. В АО «Гражданские самолёты Сухого» разработкой таких систем занимается научно-исследовательское отделение (НИО) аэродинамики, руководитель которого — заместитель главного конструктора по аэродинамике Александр Долотовский в интервью журналу ОАК «Горизонты» рассказал об особенностях этой системы на самолёте Суперджет 100.

В самом начале работ над проектом регионального самолёта первый вариант SSJ100 имел кабину со штурвалом, которая во многом идеологически повторяла кабину Boeing 737 — на тот момент самого массового самолёта. «А320 был в роли догоняющего», — отмечает конструктор.

   

«С самого начала программы велось активное взаимодействие с пулом потенциальных заказчиков, так называемый консультативный совет с авиакомпаниями, — рассказывает Александр Долотовский. — В 2004 году состоялось историческое совещание этого совета, на котором представители авиакомпаний, что интересно — и европейских, и американских, настоятельно рекомендовали ГСС делать кабину по образу и подобию A320 и обратить внимание на увеличение уровня автоматизации по сравнению с В737».

В ГСС это предложение нашло понимание, так как в России уже был хороший опыт в этой области и по боевым машинам, и по гражданским самолётам. «Достаточно напомнить про Су-27, Ту-204, Ил-96 и ВКС «Буран», самолёты с электродистанционными системами управления, с высоким уровнем автоматизации», — пояснил Долотовский, добавив, что ГСС поддерживает и развивает это направление, работая совместно с ЦАГИ.

Он отметил, что Bombardier сделал на CSeries кабину с боковой ручкой, но система ручного управления на этих самолётах имеет автоматизацию на уровне конца 1990-х годов. «У них отсутствует большая часть алгоритмов, которые уже реализованы на Суперджете, включая алгоритм автоматического триммирования. Эта операция у них выполняется вручную клавишами на боковой ручке. Когда в Москву прилетел А350, было очень приятно узнать, что на нём в составе алгоритмов системы управления появились функции, которые впервые были разработаны нами и внедрены для Суперджета», — пояснил Александр Долотовский.

  К очередной годовщине со дня рождения Александра Яковлева